Словарь музыкальных терминов



З

Звук — Наименьший структурный элемент музыки с диапазоном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. Звук, имеющий высоту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музыкальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов.

Звукоряд — I. Последовательность звуков звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.

 

И

Импровизация  (ит. improvisazione, от лат. improvisus — внезапный, неожиданный) — Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт).

Инструментальная  музыка — музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Инструментальная музыка   бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него).

Интервал (от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте.

 

К

Какофония   (от гр. kakos — дурной, и phone — звук) — сумбурное, хаотическое сочетание звуков, производящее антиэстетическое впечатление.

Камертон  (нем. Kammerton, от Kammer — комната и Топ — звук) — прибор, издающий основной тон наперед заданной высоты звука. Применяется для настройки инструментов. В настоящее время принят камертон, дающий 440 колебаний в секунду (Гц.) и обозначающий звук ля1 (а1).

Квартет  (от лат. quartus — четвертый) —  Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкантов.

Квартоль   (от лат. quartus — четвертый) — особая ритмическая фигура, состоящая из четырех нот и по длительности звучания равная трем нотам того же написания.

Квинта (лат. quinta — пятая) —  Один из основных интервалов, охватывающий пять ступеней; обозначается цифрой 5.

Квинтет  (от лат. quintus — пятый) —  Ансамбль из пяти исполнителей — певцов или инструменталистов.

Квинтоль   (от лат. quintus — пятый) — особая ритмическая фигура, состоящая из пяти нот и по длительности звучания равная четырем или шести нотам той же продолжительности.

Ключевые знаки — знаки альтерации, выписанные возле ключа и показывающие тональность произведения или его частей. Ключевые знаки могут изменяться в случае смены тональности, а также внутри текста. В первом случае прежние знаки отменяются бекарами, а вместо них выставляются новые ключевые знаки; во втором — ставится бекар, действие которого ограничивается тактом.

Кобылка — устаревшее название подставки для струн у скрипки, альта, виолончели, домры, гитары, контрабаса.

Кода  (итал. an coda, от лат. cauda — хвост) — заключительный раздел музыкального произведения, его окончание.

Колок — деревянный, пластмассовый или металлический стержень, к которому прикрепляются струны музыкальных инструментов. При помощи вращения колка можно увеличивать или уменьшать натяжение струн, т. е. настраивать инструмент.

 

Л

Лады — узкие поперечные порожки на грифе или шейке некоторых струнных инструментов (домра, балалайка, бандура, мандолина и т. д.), к которым во время игры прижимают струны, изменяя тем самым их длину и, следовательно, высоту извлекаемого звука.

Ларго — (ит. largo — широко) — самый медленный из употребляющихся в музыке темпов, применяемый в произведениях величавого, торжественного или скорбного характера. В XVIII в.

Легато   (ит. legato — связанно, слитно, плавно) — связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без перерыва между ними. Графически обозначается дугообразной чертой (лигой), соединяющей соответствующие ноты.

Лига — (ит. liga — связь, от лат. ligo — связывать) — дугообразная черта, указывающая на: а) связное исполнение группы звуков разной высоты; б) продление звука в случае объединения лигой двух или более смежных нот одной высоты. В вокальной музыке лига соединяет звуки, исполняемые на один слог текста.

 

М

Малая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки малой октавы обозначаются. В басовом ключе от ноты до между второй и третьей линейками до ноты си над пятой линейкой.

Марш (фр. marche, буквально: шествие, хождение) — музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4; alia breve, 6/8. Марш — жанр военной музыки, основа репертуара военных оркестров.

Медиатор   (лат. mediator — посредник) — приспособление (пластинка из пластмассы, кожи, дерева, металла, перо, кольцо с «когтем» и др.), при помощи которого извлекают звук на щипковых инструментах (домре, мандолине, бандуре и т. д.); то же самое, что плектр

Мелодия (от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли.

Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, мелкий) —  Старинный французский танец, исполняемый плавно и грациозно. Размер 3/4.

Метр  (от гр. metron — мера) — система организации музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом организации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры метр. бывает: простой — двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный — четырех-, шести-, девяти-, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однородных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пяти-, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каждой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель — ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.).

Метроном  (от гр. metron — мера и nomos — закон) — прибор для определения темпа путем точного отсчета длительностей метра.

Модерато   (ит. moderate — умеренно) — обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто.

Модуляция  (от лат. modulatio — размеренность, мерность) — замена основной тональности другой.

Музыкальный слух — способность воспринимать, различать, представлять и воспроизводить высотные, метроритмические, динамические и другие соотношения звуков.

 

Н

Нона  (от лат. nona — девятая) — 1. Один из составных интервалов, состоящий из 9 ступеней звукоряда. Обозначается цифрой 9. Нону можно рассматривать как секунду через октаву.. 2. Девятая ступень от заданной.

Нонаккорд — аккорд, состоящий из пяти различных звуков, размещенных по терциям и занимающих объем ноны.  Обозначается цифрой 9 (см. Приложение XIV). Составные звуки нонаккорда называются: основной тон (прима (1)), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7), ноновый тон (9). Нонаккорд, построенный на V ступени лада, называется доминантнонаккордом.

Нота   (ит. nota — знак, заметка) — знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их длительность. Положение ноты на нотном стане указывает высотное положение звука. По длитель¬ности ноты бывают, целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и т. д. и различаются по написанию.

Нотный стан, нотоносец — система горизонтальных параллельных линий для записи высоты звуков специальными знаками (см. Ноты). Изобретение нотного стана из четырех линий принадлежит Гвидо д'Ареццо (XI в.). Теперь используется нотный стан из пяти основных линий и определенного количества (по необходимости) дополнительных (сверху и снизу нотного стана) линеек. Ноты пишутся под линейками, на линейках, между линейками и над ними. Звуковысотное положение линий устанавливается написанием ключа, который пишется в начале нотной строки.

 

О

Обечайка — боковая часть корпуса музыкальных инструментов, имеющих две деки.

Октава   (лат. octava — восьмая) — 1. Интервал, состоящий из восьми ступеней. Обозначается цифрой 8.  Восьмая ступень от заданной.

Открытая струна — струна, не прижатая к грифу во время игры.

 

П

Параллельные тональности — В мажоро-минорной системе ладов — две тональности (мажорная и минорная), имеющие одинаковые ключевые знаки.

Пауза  (от гр. pausis — перерыв) — 1. Перерыв звучания на заранее определенный промежуток времени. 2. Знак, указывающий относительную длительность паузы (1). По длительности паузы бывают такими же, как и ноты.

Пентатоника, пентатонный звукоряд (от гр. pente — пять и ton — тон) — лад, в звукоряде которого нет полутонов , состоит из пяти звуков.

Первая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки первой октавы обозначаются: 1) в скрипичном ключе от ноты до на первой добавочной линейке снизу до ноты си на третьей линейке.

Подгрифок — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая для прикрепления нижних концов струн (см. струнодержатель).

Позиция   (от лат. positio — положение) — 1. Положение рук во время игры на музыкальных инструментах. 2 Положение левой руки во время игры на струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели, домре и т. д.). позволяющее исполнить заданную последовательность звуков  без смещения руки.

Половинная нота — нота, по длительности вдвое короче целой. Обозначается овалом со штилем.

.Половинная  пауза — пауза, по длительности равная половинной ноте.

Полонез  (фр. polonaise — польский) — старинный бальный польский танец-шествие торжественного характера. Размер 3/4.

Полутон — минимальное расстояние между двумя звуками, принятое в современной музыкальной системе: интервал, служащий мерой для определения величины всех остальных интервалов; одна двенадцатая часть октавы.

Прелюд, прелюдия (от лат. praeludo — делаю вступление) — Небольшое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импровизационный характер.

Престиссимо (ит. prestissimo — превосходная степень от быстро) — обозначение очень быстрого темпа.

Престо  (ит. presto — быстро) — быстрый темп.

Прима (лат. prima — первая) — Интервал, образованный звуками одной и той же ступени. Обозначается цифрой. Чистая прима — интервал, не имеющий тонового значения (0 тонов).

Проходящий звук — неаккордовый звук, появляющийся между двумя аккордовыми звуками при поступенном движении вверх или вниз.

 

Р

Размер — см. Метр.

Репертуар (фр. repertoire — перечень, список) — совокупность произведений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами.

Репетиция (лат. repetitio — повторение) —  Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению.

Реприза  (от фр. reprise — повторение, возобновление) — Повторение раздела музыкального произведения. Часть формы, ограниченная знаками повторения.

Ритенуто    (ит. ritenuto — задерживая) — неподготовленное замедление темпа.

Ритм  (гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.

Ритм энд блюз — урбанизированная модификация блюза, отличающаяся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.

Ритмика — Совокупность проявлений ритма в музыке.

Ритмический рисунок — определенный порядок группировки долей такта или самих тактов, последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).

Рифф — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминающейся фразы, с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, современном джазе, роке.

Рок-н-ролл   (англ. rock'n'roll, rock and roll — качайся и крутись) — направление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского — «ритм энд блюз» и сельского американского фольклора — «хилл-билли». Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки.

Романс (исп. romance) — 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера.

Рубато   (ит. rubato) — ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.

 

Продолжение...