Словарь музыкальных терминов

С

Сарабанда   (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4.

Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.

Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6.. 2. Шестая ступень от заданной.

Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания.

Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, образованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. 2. Вторая ступень от заданной.

Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в басу.

Септима   (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. 2. Седьмая ступень от заданной.

Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания.

Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.

Сила звука — см. Громкость.

Синкопа  (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.

Соло  (ит. solo — один) —Музыкальное произведение для одного исполнителя (с сопровождением или без него).

Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g).

Сонатина  (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.

Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, исполняемыми стаккато.

Струнодержатель — см. Подгрифок.

Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.

Субдоминанта  (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Четвертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.

Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода изменение динамики, темпа и др.

Сфорцандо    (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.

 

Т

 Табулатура (от лат. tabula — доска) — 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр.

Такт (от лат. tactus — прикосновение, касание) — единица метра. Такты бывают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в начале произведения, а при смене метра — перед новым тактом. Такт начинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.

Тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан и отделяющая один такт от другого.

Темп  (от лат. tempus — время) — скорость развертывания музыкальной ткани произведения в процессе исполнения или представления, определяемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп произведения определяется специальными терминам.

Терция  (лат. tertia — третья) — 1. Один из основных интервалов, охватывающий три ступени. Обозначается цифрой 3.

 2. Третья ступень от заданной.

Тон (от гр. tonos — ударение) — Звук, имеющий определенную высоту.

Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).

Тоника  (ит. tonica, от гр. tonos — ударение) — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяготеют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.

Точка — 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполнения ноты стаккато (помещается над или под нотой).

Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere — переставлять) — перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую тональность того же наклонения без всякого изменения.

Трезвучие — основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами.

Трель  (от ит. trillare — дребезжать) — вид мелизма, быстрое многократное чередование двух смежных звуков звукоряда.

Тремоло  (ит. tremolo — дрожащий) — 1. Быстрое многократное повторение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.

Третья октава — часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху.

Тридцать вторая нота — нота, по длительности в тридцать два раза короче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.

Тридцать вторая пауза — пауза, по длительности равная тридцать второй ноте.

Трио  (ит. trio) —  Ансамбль, состоящий из трех исполнителе.

Триоль  (от лат. tres — три) — особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозначается цифрой 3.

Тутти (ит. tutti — все) — исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.

 

У

Ундецима  (от лат. undecima — одиннадцатая) —1. Один из составных интервалов, охватывающий 11 ступеней. Обозначается цифрой 11. 2. Одиннадцатая ступень от заданной.

Унисон   (ит. unisono — однозвучный) —1.Одновременное звучание голосов на одной ступени звукоряда, чистая прима. 2. Исполнение одной партии несколькими певцами или инструменталистами.

Упражнение — Музыкальное произведение, предназначенное для учебных занятий по технике пения или игры на музыкальном инструменте.

 

 

Ф

Фа  (fa) —  Одно из слоговых названий звуков, то же, что F или f.

Фермата  (ит. fermata — остановка, задержка) — знак звучания, позволяющий исполнителю удлинить ноту по своему усмотрению, обычно в 1'/2—2 раза.

Флажолет  (фр. flageolet — свирель, флейта) — 1. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/з, 1/4  и т. д. ее длины) и состоящий из гармоник основного тона струны. 2. Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.

Фламенко (исп. flamenco, буквально: цыганский) — музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окраска, возбужденность, ритмическая неустойчивость.

Форте (от лат. fortis — сильный) — основное обозначение силы звука — громко. Сокращенно обозначается буквой f.

Фортиссимо (ит. fortissimo) — высшая степень громкости, очень громко. Обозначается ff.

Форшлаг   (нем. Vorschlag — перед ударом) — название мелодического украшения, состоящего из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку мелодии.

Фьюжн — направление, развившееся из джаз-рока, характеризуемое синтезом рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким использованием электрических и электронных музыкальных инструментов.

 

Х

Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.

Хроматизм (от rp. chroma — цвет) — изменение высоты ступеней звукоряда на полутон или два полутона без изменения названий.

Хроматическая гамма — восходящая или нисходящая 12-ступенная гамма, образуемая путем заполнения целых тонов диатонической гаммы альтерированными ступенями.

 

Ц

Целая нота — основная условная единица ритмической длительности. Обозначается незаштрихованным овалом.

Целая пауза — пауза, по длительности равная целой ноте.

 

Ч

Частота — количество колебаний вибратора за единицу времени (секунду). Высота звука прямо пропорциональна частоте. Единица измерения частоты — герц (Гц).

Часть —1. Каждая из пьес, составляющих циклическое произведение. 2. Относительно законченный раздел музыкального построения, который от других разделов отличается использованием отдельной темы, тональности и т. д.

Четвёртая  октава — часть музыкального звукоряда. Звуки четвертой октавы обозначаются в скрипичном ключе от ноты до над пятой добавочной линейкой сверху до ноты си над восьмой добавочной линейкой сверху.

Четвертная нота — нота, по длительности в четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем.

Четвертная   пауза — пауза, по длительности равная четвертной ноте.

 

Ш

Шестнадцатая нота — нота, по длительности в шестнадцать раз более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и двумя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестнадцатой длительности, флажки можно заменять двойными ребрами.

Шестнадцатая  пауза — пауза, по длительности равная шестнадцатой ноте.

Шестьдесят четвёртая нота — нота, по длительности в шестьдесят четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и четырьмя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестьдесят четвёртой длительности, флажки можно заменять четырьмя ребрами).

Шестьдесят четвёртая пауза — пауза, по длительности равная шестьдесят четвертой ноте.

Штиль   (гр. stylos — палочка) — вертикальная черточка, прибавляемая к овалу половинной, четвертной, восьмой, шестнадцатой и т. д. ноты.

 

 

Э

Этюд   (фр. etude — изучение) — Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.

Эфы — резонаторные прорезы в верхней деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на латинскую букву f.