Словарь музыкальных терминов
С
Сарабанда (исп. sarabanda) — старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4.
Саунд (англ.) — звучание, характерное для определенного состава ансамбля, оркестра или джазового солиста.
Секста (лат. sexta — шестая) — I. Один из основных интервалов, охватывающий шесть ступеней. Обозначается цифрой 6.. 2. Шестая ступень от заданной.
Секстоль {от лат. sextus — шестой) — особая ритмическая фигура из шести нот, равная по длительности четырем (или восьми) нотам того же написания.
Секунда (лат. secunda — вторая) — 1. Один из основных интервалов, образованный соседними ступенями звукоряда. Обозначается цифрой 2. 2. Вторая ступень от заданной.
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, размещенных по терциям. Составные звуки септаккорда называются: основной тон (1), терцовый тон (3), квинтовый тон (5), септимовый тон (7). Септаккорд обозначается цифрой 7. Основным видом, септаккорда называется септаккорда с основным тоном в басу.
Септима (лат. septima — седьмая — 1. Один из основных интервалов, охватывающий семь ступеней. Обозначается цифрой 7. 2. Седьмая ступень от заданной.
Септоль (от лат. septem — семь) — особая ритмическая фигура из семи нот, равная по длительности четырем (иногда восьми) нотам того же написания.
Си (si) —одно из слоговых названий звуков, то же самое, что Н или h.
Сила звука — см. Громкость.
Синкопа (от гр. synkope — сокращение) — смещение акцента с сильной (или относительно сильной доли) на слабую.
Соло (ит. solo — один) —Музыкальное произведение для одного исполнителя (с сопровождением или без него).
Соль (sol) — 1. Одно из слоговых названий звуков (то же, что G или g).
Сонатина (ит. sonatina) — небольшая соната, отличающаяся от сонаты более простым содержанием, меньшими размерами, относительно небольшой разработкой и большей доступностью для исполнения.
Стаккато (ит. staccato — отрывистый, отделенный) — указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из приемов звукоизвлечения, противоположный легато; обозначается словом staccato или точками, выставленными над (или под) нотами, исполняемыми стаккато.
Струнодержатель — см. Подгрифок.
Ступень — местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда, а также сам тон. Каждая ступень в мажоро-минорной системе имеет свой порядковый номер, определенное слоговое наименование (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или соответствующее буквенное обозначение (с, d, e, f, g, a, h). Ступени входят в состав гаммы, лада, звукоряда.
Субдоминанта (лат. subdominanta— нижняя, господствующая) — 1. Четвертая ступень мажорного или минорного лада. Обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S. 2. Принятое в гармонии название трезвучия, построенного на IV ступени лада.
Субито — термин, обозначающий внезапное, без плавного перехода изменение динамики, темпа и др.
Сфорцандо (от ит. sforzare — напрягать силы) — внезапное резкое динамическое акцентирование отдельных звуков или аккордов.
Т
Табулатура (от лат. tabula — доска) — 1. Система записи музыки при помощи букв или цифр.
Такт (от лат. tactus — прикосновение, касание) — единица метра. Такты бывают простые (двух- и трехдольные) и сложные (из двух и более метрических групп). Размер такта указывается на нотном стане в начале произведения, а при смене метра — перед новым тактом. Такт начинается с главной, наиболее акцентированной доли; границы такта фиксируются в записи при помощи тактовой черты.
Тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан и отделяющая один такт от другого.
Темп (от лат. tempus — время) — скорость развертывания музыкальной ткани произведения в процессе исполнения или представления, определяемая числом проходящих в единицу времени метрических долей. Точный темп определяется при помощи метронома. Основной темп произведения определяется специальными терминам.
Терция (лат. tertia — третья) — 1. Один из основных интервалов, охватывающий три ступени. Обозначается цифрой 3.
2. Третья ступень от заданной.
Тон (от гр. tonos — ударение) — Звук, имеющий определенную высоту.
Тональность — звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.).
Тоника (ит. tonica, от гр. tonos — ударение) — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажоро-минорной системы лада, к которому тяготеют все остальные звуки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мелодии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на 1-й ступени лада.
Точка — 1. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза (помещается справа после ноты или паузы). 2. Знак исполнения ноты стаккато (помещается над или под нотой).
Транспозиция, транспонирование (от лат. transponere — переставлять) — перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую тональность того же наклонения без всякого изменения.
Трезвучие — основной вид аккорда, который образуется из трех звуков, расположенных по терциям и называемых основным, терцовым и квинтовым тонами.
Трель (от ит. trillare — дребезжать) — вид мелизма, быстрое многократное чередование двух смежных звуков звукоряда.
Тремоло (ит. tremolo — дрожащий) — 1. Быстрое многократное повторение одного звука на домре, скрипке, литаврах и др. инструментах. 2. Быстрое многократное чередование двух несмежных звуков или аккордов.
Третья октава — часть музыкального звукоряда. Звуки третьей октавы обозначаются: а) в скрипичном ключе от ноты до на второй добавочной линейке сверху до ноты си на пятой добавочной линейке сверху.
Тридцать вторая нота — нота, по длительности в тридцать два раза короче целой. Обозначается затушеванным овалом со штилем и тремя флажками (хвостиками). В случае объединения двух и более нот 32-й длительности, флажки можно заменять ребрами.
Тридцать вторая пауза — пауза, по длительности равная тридцать второй ноте.
Трио (ит. trio) — Ансамбль, состоящий из трех исполнителе.
Триоль (от лат. tres — три) — особая ритмическая фигура из трех нот, по длительности равных двум нотам того же написания; обозначается цифрой 3.
Тутти (ит. tutti — все) — исполнение музыки полным составом оркестра, всем хором.
У
Ундецима (от лат. undecima — одиннадцатая) —1. Один из составных интервалов, охватывающий 11 ступеней. Обозначается цифрой 11. 2. Одиннадцатая ступень от заданной.
Унисон (ит. unisono — однозвучный) —1.Одновременное звучание голосов на одной ступени звукоряда, чистая прима. 2. Исполнение одной партии несколькими певцами или инструменталистами.
Упражнение — Музыкальное произведение, предназначенное для учебных занятий по технике пения или игры на музыкальном инструменте.
Ф
Фа (fa) — Одно из слоговых названий звуков, то же, что F или f.
Фермата (ит. fermata — остановка, задержка) — знак звучания, позволяющий исполнителю удлинить ноту по своему усмотрению, обычно в 1'/2—2 раза.
Флажолет (фр. flageolet — свирель, флейта) — 1. Лёгкий свистящий призвук, получаемый на струнных инструментах слабым прикосновением к струне в местах её парциального деления (1/2, 1/з, 1/4 и т. д. ее длины) и состоящий из гармоник основного тона струны. 2. Обозначается нотой с нолём вверху, либо нотой с ромбовидной головкой.
Фламенко (исп. flamenco, буквально: цыганский) — музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окраска, возбужденность, ритмическая неустойчивость.
Форте (от лат. fortis — сильный) — основное обозначение силы звука — громко. Сокращенно обозначается буквой f.
Фортиссимо (ит. fortissimo) — высшая степень громкости, очень громко. Обозначается ff.
Форшлаг (нем. Vorschlag — перед ударом) — название мелодического украшения, состоящего из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку мелодии.
Фьюжн — направление, развившееся из джаз-рока, характеризуемое синтезом рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким использованием электрических и электронных музыкальных инструментов.
Х
Хит — популярная песня или танцевальная мелодия, шлягер.
Хроматизм (от rp. chroma — цвет) — изменение высоты ступеней звукоряда на полутон или два полутона без изменения названий.
Хроматическая гамма — восходящая или нисходящая 12-ступенная гамма, образуемая путем заполнения целых тонов диатонической гаммы альтерированными ступенями.
Ц
Целая нота — основная условная единица ритмической длительности. Обозначается незаштрихованным овалом.
Целая пауза — пауза, по длительности равная целой ноте.
Ч
Частота — количество колебаний вибратора за единицу времени (секунду). Высота звука прямо пропорциональна частоте. Единица измерения частоты — герц (Гц).
Часть —1. Каждая из пьес, составляющих циклическое произведение. 2. Относительно законченный раздел музыкального построения, который от других разделов отличается использованием отдельной темы, тональности и т. д.
Четвёртая октава — часть музыкального звукоряда. Звуки четвертой октавы обозначаются в скрипичном ключе от ноты до над пятой добавочной линейкой сверху до ноты си над восьмой добавочной линейкой сверху.
Четвертная нота — нота, по длительности в четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем.
Четвертная пауза — пауза, по длительности равная четвертной ноте.
Ш
Шестнадцатая нота — нота, по длительности в шестнадцать раз более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и двумя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестнадцатой длительности, флажки можно заменять двойными ребрами.
Шестнадцатая пауза — пауза, по длительности равная шестнадцатой ноте.
Шестьдесят четвёртая нота — нота, по длительности в шестьдесят четыре раза более короткая, чем целая. Обозначается заштрихованным овалом со штилем и четырьмя флажками (хвостиками). При соединении двух и более нот шестьдесят четвёртой длительности, флажки можно заменять четырьмя ребрами).
Шестьдесят четвёртая пауза — пауза, по длительности равная шестьдесят четвертой ноте.
Штиль (гр. stylos — палочка) — вертикальная черточка, прибавляемая к овалу половинной, четвертной, восьмой, шестнадцатой и т. д. ноты.
Э
Этюд (фр. etude — изучение) — Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.
Эфы — резонаторные прорезы в верхней деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на латинскую букву f.